Вергель Ольга Ярославовна - преподаватель

русского языка и литературы ГБПОУ КК

Тимашевского техникума кадровых ресурсов

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К.Г.Паустовский

Красивая и правильная речь, как устная, так и письменная, зависит от словарного запаса человека. На своих занятиях, обучая студентов знаниям словарного состава русского языка, я стремлюсь развивать навыки использования словаря в учебной деятельности.

Моя задача – научить студентов употреблять слова в их точном значении, постепенно устранить из речи нелитературные слова: диалектные, просторечные,  архаичные и давно вышедшие из употребления.

Наш контингент – это молодые люди, в основном проживающие в сельской  местности, поэтому их речь часто насыщена диалектизмами.

Словарная работа на учебных занятиях направлена на знакомство с новыми словами, лексическое значение и уточнение уже известных ребятам слов. Значение слов рассматривается в том контексте, каком оно употреблено. А также проводится морфологический анализ, что способствует более полному раскрытию значения слова.

Словарная работа должна быть систематической, связанной со всеми разделами русского языка (грамматика, орфография, лексика, фразеология) . Большое значение словарной работе я отвожу при изучении художественных произведений.  В первую очередь разбираются слова, которые необходимо вводить в активный словарь студентов. Архаизмы, просторечные слова, диалектизмы характеризуются и разбираются во вторую очередь.

При обогащении словаря обучающихся следует обращать внимание не только на количественные, но и качественные изменения в расширении объема понятий.

Многословность речи не подготовленного студент часто объясняется не столько обилием и богатством его словаря, сколько неумением использовать сравнительно еще скудный запас слов, которым он располагает. Для недостаточно развитой устной речи многих из обучающихся характерно чрезмерно частое без надобности употребление вводных слов и выражений и разного рода частиц, междометных сочетаний, «слов паразитов»: значит, вот, как бы, ну, короче, и т.д.

Словарный запас студентов как правило больше того, что они используют в своей речи. Ребята узнают новые слова из разных источников: чтение художественной литературы, публицистики, речь преподавателя, интернет – ресурсов, что является переводом слов в активный словарь.

Для запоминания нового слова я использую запись на доске, проговариваю  и правильно проставляю ударение.

Студенты составляют предложения  с вновь изученными  словами в их различных значениях, пишут творческие работы, заучивают наизусть тексты разных жанров.

Работа над «словарем» имеет большое воспитательное и образовательное значение для формирования личности молодого человека, его мировоззрения вооружая его теми самыми навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

 

 

Фотоальбом

Отчет педагога

Марина Цветаева

Маяковский В.В.

Урок. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ